Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Публикация. Театрально–игровая деятельность как средство

Е.Е.Илясова, заведующий;

А.А. Горбатенко, старший воспитатель;

И.И. Вертий, музыкальный руководитель

МБДОУ№ 52 с. Кулешовка Азовского района

 

Театрально–игровая деятельность как средство

развития и позитивной

социализации ребенка раннего возраста

/Из опыта работы/

Одной из наиболее важных целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта ДО является создание условий для всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития ребенка, развития его инициативы, творческих способностей, а также его позитивной социализации путем сотрудничества со взрослыми и сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития, быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, эмоций и пр. В первые годы жизни закладываются основы структуры личности (темперамент, характер, способности). В связи с этим, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность за своевременное и грамотное осуществление воспитания и развития личностных качеств детей раннего возраста.

В силу своих возрастных особенностей, дети раннего возраста испытывают трудности в переключении и распределении внимания, отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, преобладанием непроизвольной памяти над другими видами памяти, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, неловкостью в координации движений и слабой ориентацией в пространстве, краткосрочностью концентрации внимания и неумением распределять его. На 2 году жизни у ребенка отмечается потребность в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности  вызывает у ребёнка интерес к окружающему миру. Поэтому организация внимания полностью зависит, прежде всего, от интереса ребёнка к объекту.

С учетом вышеперечисленных особенностей раннего возраста, перед педагогами ДОО стоит важнейшая цель: создания мотивирующей образовательной среды, способствующей интенсивному личностному развитию ребенка раннего возраста и накоплению им социокультурного опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Работа с детьми раннего возраста в нашем ДОО ведется по Образовательной программе дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (под редакцией Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой), ориентированной на создание оптимальных условий для амплификации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. В образовательном процессе мы широко используем методическое пособие «Первые шаги в мир искусства» Н.В. Корчаловской, Е.Б. Колтаковой с разработкой цикла интегрированных занятий, посредством которых малыши, начиная с раннего возраста, приобщаются к искусству на основе интеграции музыки, литературы, книжной графики, детского театра. Вести детей раннего возраста по вектору амплификации развития, в нашем ДОО помогает театрализованная деятельность, интегрирующая в себе практически все виды искусств и привлекающая детей всех возрастов своей увлекательностью и волшебством.

Театрализация заслуженно является одним из самых распространенных и популярных видов детского творчества, с помощью которого решаются многочисленные педагогические задачи воспитания и развития, как личностных качеств, так и социально-коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста.

В процессе театрализованной деятельности, дети раннего возраста учатся слушать, понимать, запоминать, узнавать свойства различных предметов и игрушек, осваивают мимику и жесты, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, движения и пластику, звуки и звукоподражание. И, что не менее значимо, ребенок учится совместным действиям и переживаниям.

С первых дней пребывания детей раннего возраста в нашем ДОО, мы средствами театрализации погружаем их в различные виды творческой деятельности: в театрализованные игры, игры-забавы, игры-имитации, хороводы; в слушание и восприятие выразительного чтения, либо пения взрослых; в игры с использованием пальчикового, прищепкового, варежкового, настольного театров; в непосредственную драматизацию сказок.

Для этого нами подбирается материал, основанный на лучших образцах устного народного творчества - колыбельных песнях, потешках, пестушках, закличках, прибаутках, сказках, заимствованных из русского фольклора - основы основ воспитания детей, универсальной педагогической системы, отобранной тысячелетиями народного опыта.

При осуществлении процесса личностного развития и позитивной социализации ребенка раннего возраста средствами театрально–игровой деятельности, успешно решаются следующие задачи:

  1. способствовать снижению уровня тревожности в ситуации адаптации к условиям детского сада;

  2. прививать посредством приобщения к образцам устного народного творчества базисные ценности и воспитывать нравственные качества детей раннего возраста: любовь к близким, к животным, к птицам, к природе, доброту, стремление прийти на помощь, трудолюбие;

  3. способствовать развитию социальных навыков и коммуникативной компетентности ребенка раннего возраста;

  4. способствовать речевому развитию детей раннего возраста;

  5. способствовать развитию творческих и музыкальных способностей каждого ребенка;

  6. формировать простейшие образно-выразительные

умения пластического интонирования через имитацию характерных движений сказочных персонажей;

7.формировать простейшие образно-выразительные

умения  звукоподражания, характерные сказочным персонажам;

8. создавать атмосферу для эмоционального благополучия

ребенка,  получения им удовлетворения от совместного творчества со взрослыми и сверстниками.

Для успешного развития и позитивной социализации ребенка раннего возраста необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей непосредственно внутри самого раннего возраста. Поэтому вышеперечисленные задачи решаются по-разному в разные периоды раннего возраста. Это побуждает нас к поиску новых форм и технологий личностного развития и позитивной социализации детей раннего возраста средствами театрально–игровой деятельности.

Так, например, в период адаптации к условиям детского сада, а это, как правило, дети от 1,5 до 2 лет, на первый план выходит задача снижения уровня тревожности. Путь к успешному решению ее мы видим в преемственности между семьёй и ДОО, социальным и творческим сотрудничеством «педагог-дети-родители», цель которого - сохранение творческого контакта между родителями и ребёнком. В связи с этим, мы создали онлайн арт-школу для родителей «Театр дома».

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком, но главное — появляется самостоятельная речь. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Однако, среди детей раннего возраста от 1,5 до 2,5 лет речевое развитие может находиться на этапе эмоционального и невнятного тарабарского языка, иными словами, дети еще плохо владеют речью, поэтому основной упор делается на формирование и развитие пластического интонирования, т.е. выразительности жестов, движений, мимики, а также на доступное для данного возрастного контингента звукоподражание. Для того, чтобы работа над развитием речи средствами театрализации была непрерывной, нами создано направление «Театр на веранде», благодаря которому дети во время прогулки с помощью пластических этюдов и звукоподражаний с удовольствием превращаются в жучков, бабочек, птичек, зверюшек.

С целью организации оптимальных условий для амплификации развития детей раннего возраста, нами создано и успешно осуществляется третье направление в работе - «Театр в группе», направленное на создание продуктов непосредтвенной драматизации, в исполнительстве которой, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, смогут участвовать все дети раннего возраста. Уже традицией в нашем детском саду стало привлечение к участию в театрализации для детей раннего возраста взрослых исполнителей и детей старшего дошкольного возраста. Такое сотворчество, безусловно способствует развитию коммуникативной компетентности детей раннего возраста, с каждым днем они становятся все более коммуникабельными, общительными, открытыми и организованными.

В качестве примера драматизации, в которой мы постарались учесть все принципы и критерии, способствующие интенсивному личностному развитию ребенка раннего возраста и накоплению им социокультурного опыта общения со взрослыми и сверстниками, предлагаем вам интерактивную сказку, созданную нами по мотивам русской народной сказки «Репка».

«Посадил дед репку…»

Интерактивная сказка по мотивам русской народной сказки «Репка».

Сценарий осеннего развлечения для детей раннего возраста.

Действующие лица:

Матрешка-сказительница – воспитатель группы раннего развития;

Дед – мальчик старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

Баба – девочка старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

Внучка – девочка раннего возраста (2, 5-3 года);

Собака Жучка - ребенок раннего возраста (2, 5-3 года);

Кошка Мурка - ребенок раннего возраста (1,5-3 года);

Мышка- ребенок раннего возраста (1,5-2,5 года);

Дети-зрители, включающиеся в массовые сцены:

Друзья внучки – дети раннего возраста (1,5-3 года)

2-3 щеночка- дети раннего возраста (1,5-3 года)

Дети-друзья Жучки - дети раннего возраста (1,5-2,5 года)

Котята- дети раннего возраста (1,5-2,5 года)

Дети- помощники Деда - дети раннего возраста (1,5-2,5 года)

Волшебное одеяло- воспитатель и помощник воспитателя.

Декорации и атрибуты: репка, лопата, ведро, лейки, дубовые и кленовые декоративные листья, мяч, зеленая трава, корзины с овощами, сыр, воздушные шары ярких осенних цветов, домик, плетень, деревенская скамья, волшебное одеяло.

Картина Первая

Звучит сказочная музыка. Светит яркое солнышко, на дворе зеленая травка, слева стоит домик, в окошке домика появляется Матрешка-сказительница, затем выходит из домика. Дети, исполняющие роли, сидят на скамейке, дети-зрители - на своих стульчиках.

Матрешка-сказительница: Ой, какие замечательные ребята здесь собрались! Здравствуйте, друзья! (Здр.!) Я - Матрешка-сказительница, я пришла пригласить вас в настоящую сказку. Хотите? (Да!)

Тогда время не теряем, сказку нашу начинаем!

Звучит сказочная музыка, появляется Дед, ложится на солнышке. Раздается пение птиц.

Матрешка-сказительница: Вы, наверное, удивляетесь: на дворе осень, откуда такая зеленая травка, солнышко сильно припекает, птички поют?! Удивляетесь?... Правильно, потому что за окошком осень, а в нашей сказке- весна. Итак, дело было весною…..

Дед встает, берет лопату и большую лейку.

Дед: Полно, дед, на солнышке валяться, да птичье пенье слушать. О зиме думать надо! Посажу-ка я репку!

В исполнении оркестра русских народных инструментов звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Дед сажает репку.

Дед: Ох, умаялся. Да полить же еще нужно.( Увидел ребят). Ой, сколько тут помощников оказывается! Поможете, ребятки, полить? (Да!) Выходят ребята с леечками. Дружно поливают, садятся на место. Ой, спасибо! Что бы я без вас делал!?

(Выплывает волшебное одеяло)

Матрешка-сказительница: Росла репка, росла, да выросла большая-пребольшая!

(Волшебное одеяло уплывает. На дворе осенний пейзаж, посередине, накрытая коричневым покрывалом, усыпанным разноцветными листьями и торчащей наружу ботвой, стоит репка).

Наступила осень, деревья раскрасились в разные цвета, птички на юг улетели, пришло время урожай собирать. Пошел дед рвать репку.

В исполнении оркестра русских народных инструментов звучит русская народная плясовая «Камаринская».

Дед: Ох и репка у нас! Что за чудо, высший класс!

И поджарить, и сварить,

И запечь, и потушить!

Матрешка-сказительница: Стал дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Дед: Да, вымахала какая большая! Пойду бабку на помощь позову.

Бабка-а-а!

Бабка: А-а-а!

Дед: Приди! Вырвать репку помоги!

В исполнении оркестра русских народных инструментов звучит русская народная плясовая «Барыня».

Бабка (ковыляет): Бягу (бегу)-бягу! Сваму (своему) деду помогу!

Матрешка-сказительница: Взялись они, дедка за репку, бабка за дедку. Стали репку рвать. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Бабка: Ой, не справимся вдвоем! Побягу (побегу) внучку позову.

Картина Вторая

Матрешка-сказительница: Пошла бабка звать внучку. А внучка, тем временем, со своими друзьями хоровод на осенней лужайке водила.

Танец «Листики дубовые» (муз. Л. Хисматуллиной)

Бабка: Внучечка-а-а-а!

Внучка: Что, бабушка?

Бабка: Прибяги (прибеги) и нам с дедом помоги!

Внучка: Бегу, бегу и, конечно, помогу!

Б. Чайковский «Кадриль» из к/ф «Женитьба Бальзаминова»

Матрешка-сказительница: Прибежала внучка, взялись они: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Внучка: Пойду Жучку позову!

Картина Третья

Матрешка-сказительница: Пошла внучка звать собаку Жучку. А Жучка тем временем с другими щенятами резвилась.

С.Джоплин Рэг-тайм. Зарисовка Щенята (2-3 Щеночка и Дети-друзья Жучки резвятся на лужайке: Дети кидают друг другу мяч, а Щенята, имитируя лай щенков, пытаются его перехватить)

Внучка: Жучка-а-а-а!

Жучка: Гав-гав!

Матрешка-сказительница: Что на собачьем языке означает: Что?

Внучка: Поскорее беги! Вырвать репку помоги!

Жучка: Гав-гав-гав!

Матрешка-сказительница: Что на собачьем языке означает: Уже бегу! Прибежала внучка, взялись они: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Жучка: Гав-гав- гав!

Матрешка-сказительница: Что на собачьем языке означает: Побегу, сюда кошку позову!

Картина Четвертая

Матрешка-сказительница: Побежала внучка звать кошку Мурку. А та со своими котятами нежилась и умывалась.

Б.Клинкин «7 талантливых кошек» Зарисовка Кошка и Котята .

Жучка: Гав-гав!

Кошка: Мяу!

Матрешка-сказительница: Что на кошачьем языке означает: Что случилось?

Жучка: Гав-гав-гав-гав!

Матрешка-сказительница: Что на собачьем языке означает: Беги скорей, помоги репку вырвать!

Кошка: Мяу, мяу!

Матрешка-сказительница: Что на кошачьем языке означает: Бегу, бегу! Ну, конечно, помогу! Прибежала кошка, взялись они: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кошка: Мяу-мяу-мяу!

Матрешка-сказительница: Что на кошачьем языке означает: Побегу, сюда мышку позову!

Картина Пятая

Матрешка-сказительница: Побежала кошка звать мышку. А та в это время по чулану лазила, да сыр искала. Только было нашла, да кусочек отгрызла и села поудобнее, чтобы вдоволь полакомиться, как услышала.

Э.Мак-Доуэлл «Кот и мыши» Зарисовка мышка в чулане

Кошка: Мяу!

Матрешка-сказительница: Что на кошачьем языке означает: Мышка, ты где?

Матрешка-сказительница: Не стала мышка кошку обманывать, а честно пропищала….

Мышка: Пи-Пи-Пи!

Матрешка-сказительница: Что на мышином языке означает: Я здесь!

Кошка: Мяу! Мяу!

Матрешка-сказительница: Что на кошачьем языке означает: Беги скорее к нам! Помощь нужна. Мышка бросила сыр и побежала бегом, даже не спросив, а какая, собственно, помощь нужна.

Прибежала мышка, взялись они: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку .Тянут-потянут…..(Фанфары) вытянули репку!

Разлетелись в разные стороны, затем красиво встали на поклон

Матрешка-сказительница (заходит в дом, выглядывает в окошко):

Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец!

Закрывает ставни.

Матрешка-сказительница (выходит из дома): Вот как важно друг другу помогать, прибегать на помощь по первому зову. Понравилась сказка? Ребята, выходите все сюда, ведь мы все в ней участвовали! Давайте дружно похлопаем друг другу.

Аплодисменты, поклоны, всеобщее ликование, шоу воздушных шаров

под веселую праздничную детскую музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контакты

346779, Российская Федерация, Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Пролетарская, 17-Б



matreshka52@yandex.ru


matreshka52.ru

Статистика

Все статьи398


Категории63


Фотоальбомы199


Изображения1673


Документы642


Видео130


Презентации18